Марина Щербенко: Зачем молодым художникам участвовать в конкурсах, а галереям и арт-центрам — их проводить

Марина Щербенко: Зачем молодым художникам участвовать в конкурсах, а галереям и арт-центрам — их проводить

29 августа 2017

Экспозиция проекта «В Ответ» арт-группы «Шапка» Фото: Shcherbenko Art Centre
Экспозиция проекта «В Ответ» арт-группы «Шапка» Фото: Shcherbenko Art Centre

На украинской арт-сцене сейчас бум конкурсов для молодых художников: весной этого года в Dymchuk Gallery подвели итоги второго конкурса, месяц назад закончился прием заявок на премию PinchukArtCetre 2018, на ноябрь этого года намечен финал конкурса МУХі. Зачем молодым художникам участвовать в конкурсах, а институциям их проводить, Mind объясняет основательница Щербенко Арт Центра и конкурса МУХі, галерист, куратор и арт-консультант Марина Щербенко.

Любой конкурс – это в первую очередь соревнование. Именно конкурентная составляющая и провоцирует активные дискуссии и критику, которые сопровождают практически каждый заметный конкурс. Но не будем буквально сравнивать художников со спортсменами, как это сделали три художницы – Жанна Кадырова, Лада Наконечная и Леся Хоменко – в 2012 году, когда проходил конкурс третьей Художественной премии им. Казимира Малевича. Так совпало, что все трое номинанток представляли одну художественную группу – «Р. Э. П.» («Революционное экспериментальное пространство»). На сцену во время церемонии награждения художницы вышли в одинаковых спортивных костюмах с именами, вышитыми на спинах, как одна команда. Премию все же получила только одна из них – Жанна Кадырова. Тем не менее стоит отметить, что соревновательная структура подобных конкурсов – скорее средство, чем цель.

Фото: Николай Тимченко/День
Фото: Николай Тимченко/День

Какие возможности появляются у молодого художника, участвующего в конкурсе?

Во-первых, художник видит свою работу рядом с произведениями других участников-номинантов. Во время подготовки к итоговой выставке он погружается в общую творческую среду, обсуждает работу с куратором, участвует в синергии формирования общего проекта. Это возможность оценить со стороны себя, свою состоятельность, мастерство, цельность работы, отшлифовывать свой авторский почерк и поднять уровень.

Во-вторых, галерея или институция, которая проводит конкурс, затем может пригласить художника сделать первую выставку, а поддержка и даже опека на старте карьеры очень важны. Благодаря конкурсу не только художника выбирают, но и у него есть возможность присмотреться и определиться, с какой из институций ему в дальнейшем работать. Яркий пример – французская премия Марселя Дюшана. Над ней работают три организации: Ассоциация международного распространения французского искусства (ADIAF), Центр Помпиду и FIAC (Парижская ярмарка современного искусства). Все они – более чем престижны, и именно перспектива сотрудничества с ними манит художников: ведь тогда они получат выставку в Центре Помпиду, контакты с французскими коллекционерами современного искусства, которые и основали ADIAF, и высокие шансы продаж на FIAC.

Дарья Кольцова, «Теория защиты» (инсталляция: стекло, изоляционная лента, фотография, аудио) Фото Максим Белоусов / Shcherbenko Art Centre
Дарья Кольцова, «Теория защиты» (инсталляция: стекло, изоляционная лента, фотография, аудио) Фото Максим Белоусов / Shcherbenko Art Centre

В-третьих, художник получает прямое внимание кураторов. На начальном выставочном этапе молодому художнику участие в крупных проектах помогает нарабатывать экспозиционный опыт. Работая вместе с другими участниками и сравнивая себя с ними, художник определяет свое место в общем контексте, проявляет индивидуальные особенности и демонстрирует авторский стиль. В таких проектах особенно ощутима роль куратора, который помогает художнику подготовить работу к выставке начиная с формирования и оттачивания идеи и заканчивая выбором медиа и материалов. Поэтому от куратора очень многое зависит, особенно в первых проектах художника. Всегда интересно наблюдать за молодыми кураторами, которые помогают встать на ноги талантливым художникам. Например, британец Надим Самман, эксперт МУХі 2015, уже на следующий после конкурса год пригласил победительницу Дарью Кольцову поучаствовать в Московской биеннале молодого искусства. А швейцарец Самюэл Луенбергер последовательно работает с молодыми художниками из Германии, в том числе – с Сол Калеро, которая была финалисткой Future Generation Art Prize 2017. К слову, оба куратора входят в двадцатку самых влиятельных молодых кураторов Европы по версии Artsy.

Конкурсы проводят не только независимые институции, но и крупные фундации и музеи. Так, в марте 2017 года в венском музее современного искусства MUMOK завершилась выставка Анны-Софии Бергер Places to fight and to make up. Анна-София стала первым лауреатом премии Kapsch Contemporary Art Prize, которую в 2016 году основали и провели Kapsch Group и музей MUMOK для продвижения молодых художников, живущих в основном в Австрии. Для музея это важный проект, поскольку он дает возможность вырастить новое поколение австрийских художников. Победительница конкурса в качестве приза получила 5000 евро и персональную выставку в MUMOK, кроме того, ее работу для коллекции MUMOK приобрела Kapsch Group. То есть художница смогла не только заявить о себе, но и получила толчок и средства для развития своего арт-бренда: капитализацию своего имени и возможность искать институции для сотрудничества и площадки для выставок уже за пределами страны. А ведь арт-центры, галереи и арт-рынок в целом всегда нуждаются в свежей крови.

Анна-София Бергер, Places to fight and to make up Фото: mumok.at
Анна-София Бергер, Places to fight and to make up Фото: mumok.at

Особое значение в конкурсе имеет состав экспертной комиссии. От их профессионализма и опыта работы с заявками художников зависит список финалистов. Эксперты отбирают работы молодых художников, большинство из которых только начинают свой путь, и здесь важно не только заметить способности, талант, первичное понимание критериев работы в современном искусстве, но и распознать потенциал к развитию и росту, который в будущем даст почву для формирования сильного и убедительного бренда художника.

В 2016 году в жюри премии им. Индриха Халупецкого, которую уже более 25 лет ежегодно вручает чешское Общество Индриха Халупецкого (одним из основателей в свое время выступил Вацлав Гавел), моими коллегами стали Марек Покорный, куратор муниципальной галереи в чешском городе Острава, и Гуннар Кваран, директор Музея Аструп-Фернли в Осло. Также в состав комиссии вошли Холли Блок, директор Bronx Museum of the Arts в Нью-Йорке и Александра Куса, директор Словацкой национальной галереи. Совещания в таком составе показали, насколько важен для конкурса международный состав жюри. Только в таком случае выбор финалистов и победителя становится результатом объективного, комплексного и компетентного решения людей, которые видят картину как изнутри, так и снаружи. Эти взгляды с разных сторон дополняют друг друга и расширяют пространство для дискурса.

Сосредоточенность на работе с молодыми современными художниками можно смело назвать феноменом конца ХХ – начала ХХІ века. Конкурсы – один из этапов в общей системе формирования имени художника. Их основывают фонды, ассоциации коллекционеров, музеи и галереи в сотрудничестве с компаниями-спонсорами, их основная цель – взрастить новые поколения художников, в которых стоит вкладывать деньги. В том числе за это подобные проекты часто оказываются под обстрелом критики. К примеру, премию The Hugo Boss Prize критикуют за «голливудизацию» современного искусства. А Rob Pruitt Awards, которая появилась как пародия на формат премий, – за встраивание в систему американской поп-культуры.

Молодые художники – новаторы, смелые и открытые, не зажатые в тиски уже сформированного имиджа. В этом их основное достоинство, привлекающее как кураторов, так и зрителей. Конкурсы создают для них здоровую конкурентную среду, то есть подталкивают к развитию и в итоге поставляют в арт-индустрию новые имена.

 Источник: mind.ua