Марина Щербенко. Искусство и дизайн: пути интеграции

Марина Щербенко. Искусство и дизайн: пути интеграции

13 сентября 2016

В Щербенко Арт центре состоялась выставка «Искусство видеть». Куратор и основательница выставочного центра рассказывает о том, как и зачем интегрировать искусство и дизайн

О различиях в восприятии

Является ли дизайн одним из видов искусства – одна из излюбленных тем для спекулирования в профессиональной среде. Разделение чистого искусства и предметного дизайна необходимо для всех, кто причастен к созданию и дальнейшему продвижению предмета искусства: от мастерской художника, через выставочное пространство галереи, дом коллекционера и к финальной желанной точке – «храму искусства» (теперь все чаще «кладбищу искусства»), музею.

Предметы быта, в свою очередь, создавались во все времена, но чтобы быть проданными, они должны были соответствовать эстетическим критериям своего времени. Именно через предметы быта, их форму, конструкцию, цвет, сложность или простоту «чистое» искусство проникало и проникает в нашу жизнь, осознаем мы это или нет.

О взаимном историческом влиянии

В 1917 году Марсель Дюшан выставил в галерейном пространстве писсуар, перевернув его и назвав «Фонтан». Тогда появился новый термин в искусствоведческом лексиконе – реди-мейд. Дюшан спровоцировал прогрессивную общественность на признание релятивности разделения эстетического и утилитарного.

Реди-мейды Дюшана тогда перевернули представление об истинном предназначении искусства, а именно была разрушена граница между предметом искусства и реальностью. Художникам уже не столь важно было фиксировать действительность в скульптуре и на живописных полотнах. Основополагающей стала необходимость и возможность свободного высказывания, что дало толчок развитию еще одного направления – поп-арта. Энди Уорхол, Джаспер Джонс, Рой Лихтенштейн, Клас Олденбург и другие стали тиражировать свои работы, высмеивая веру в элитарность и неприступность произведения искусства. Они заменили полотно или скульптуру на готовый, штампованный объект: будь-то банка Coca-Cola или флаг США. Это разрушение границ привело к поиску и нахождению новых решений и путей, как в искусстве постмодернизма, так и в дизайне, который уже не может оставаться прежним после «выходок» поп-артистов.

Но все же, несмотря на столь тесную взаимосвязь в ходе истории, сегодня мы так же четко видим грань: дизайн всегда подчиняется функциональности предмета, а искусство, помимо эстетической функции, транслирует смыслы.

О тонкостях овладения «искусством видеть»

Для дизайна в первую очередь важно проектирование, как можно более функциональное и удобное для использования данного предмета человеком, не имеет значения, это дизайн дома или ложки. Здесь важны материалы, формы, линии, свои логические основы взаимосвязи, а работа со стилем на всех этапах органично включается во взаимодействие с проектированием…

«Отношения между тем, что мы видим, и тем, что мы знаем, остаются зыбкими», – пишет Джон Бергер в своей книге «Искусство видеть». Искусство требует интерпретации, толкования смыслов, вписанных и вложенных художником в произведение с использованием визуального и вербального контекстов.

Сначала мы видим, увиденное осмысливаем и при необходимости оформляем в слова. Нельзя недооценивать силу и власть визуального языка в любой сфере, но особенно явно его проявление в культурной среде, которая формируется не только в учебных заведениях, театрах, филармониях, музеях, но и в наших домах и, только пройдя весь цикл, составляет определенную часть исторического контекста.

О своей роли в интеграции украинского искусства и дизайна

Одной из задач проекта «Искусство видеть» было донести до зрителя возможность сосуществования искусства и дизайна в едином пространстве, второй – раскрыть с помощью визуального языка влияние одного явления на другое. Так как в этом проекте собраны работы только украинских современных художников и дизайнеров, мы можем проследить закономерности выбора стиля, использования схожего (скорее, неосознанно) эстетического опыта и, конечно, технических возможностей. Как результат, я вижу процесс быстрого развития обеих сфер благодаря открытости, разносторонности, желанию быть интегрированными в мировой контекст. И в меня как куратора и человека, любящего искусство и уделяющего особое внимание развитию вкуса, это наблюдение вселяет оптимизм и желание искать ресурсы, несмотря на все политические и экономические сложности, с которыми мы все сталкиваемся в Украине.

Марина Щербенко – галерист, куратор, арт-консультант, основательница «Боттега Галереи» и «Щербенко Арт Центра», а также конкурса молодых украинских художников МУХi; приглашенный эксперт Чешского конкурса молодых художников Jindrich Chalupecky Award (2013–2015). Ключевые международные арт-проекты: 2015 Resentment, VilniusArtFAir, Вильнюс; Premonition: 2014 Ukrainian Art Now (сокуратор), Saatchi Gallery, Лондон; 2013 «Украина сегодня», «Чешский Центр», Прага; Международный форум абстрактного и фигуративного искусства, «Боттега Галерея», Киев. Марина Щербенко – автор и куратор серии проектов, посвященных исследованию взаимодействия современного украинского искусства и дизайна: «Искусство. Дизайн. Фотография» («Щербенко Арт Центр» в 2013), «Искусство видеть» («Мистецкий Арсенал» в 2013, «Щербенко Арт Центр» в 2015–2016), «Гестальта» («Мистецкий Арсенал» в 2016).

Источник: http://salon.com.ua/design1/2016/09/13/iskusstvo-i-dizajn-puti-integraczii/