Монохромия

16.10.2019 – 02.11.2013

Описание

Проект «Монохромия» – о времени и перцепции: историческом времени существования форм живописи и субъективном восприятии. Опыт «созерцания» таких работ отличается от того, как «читается» живопись, которая изображает нечто, а также от опыта просмотра «традиционных» абстрактных работ. Поверхность монохромной работы лишена структуры и членения. Нет того, что называется композицией цветовых пятен. Работает только чистый редуцированный цвет, который вступает в сложную игру взаимоотношений с восприятием зрителя. Верхний яркий слой лишь фиксирует финальное состояние цветовой плоскости, историю которой мы можем проследить на боковых ребрах работы. Видимые и скрытые слои цвета материализуют создание картины, перипетии пути, результат которых до конца неизвестен автору, но может быть ретроспективно прочитан и пережит зрителем. «Сделай так, чтобы я мог с тобой говорить», – говорит персонаж Мориса Бланшо.

Непреодолимая потребность высказаться, с надеждой, что будет установлено зерно единения. Недаром один из выдающихся представителей монохромной живописи Йозеф Марионе утверждает, что отношения зрителя с картиной – это личный опыт человека.

И, наконец, старая персидская притча, которую приводит в своей работе «Моя книга» Ив Кляйн, одна из важнейших фигур в истории современного искусства и монохромного искусства в частности: «Однажды один музыкант заиграл на флейте. Но игра его заключалась в том, что он все время тянул одну и ту же ноту. Так продолжалось двадцать лет подряд, пока жена не сказала, что другие музыканты добывают из своих флейт множество различных гармонических звуков и даже выполняют прекрасные мелодии. «Не пора ли, – сказала она, – разнообразить твою музыку?» Но «монохромный» флейтист ответил, что это было бы ошибкой. Ведь он нашел ту ноту, которую другие до сих пор ищут».