Описание
Как известно, у скульптуры как вида искусства, всегда довольно не просто складывались отношения с современностью. Подчиняясь законам видимого осязаемого пространства, она практически не оставляет возможности работать с чем-то временным, текучим, сиюминутным и пульсирующим. Уплотненная материальность формы диктует художнику свои условия, практически всегда выталкивая его в безвременье. Но чем сложнее задача – тем интереснее каждая предпринятая попытка ее решить.
Последние несколько лет скульптор Назар Билык, вопреки логике своего ремесла, – пытается избежать, предупредить рождение формы из материала. Останавливаясь на контрформе, – которая технологически всегда предшествует рождению объема – он ловко выскальзывает из цепких объятий видимого и осязаемого предметного мира. Балансирует на грани зримого и воображаемого, автор создает образ который получает свою окончательную завершенность только в присутствии зрителя.
Потому, в отличии от традиционной круглой скульптуры, контрформа не самодостаточна. Требуя для своего возникновения в качестве произведения, обращенный на себя взгляд смотрящего – всякий раз она меняет в зависимости от него свое содержание. Не в пространстве, но во времени. В этом смысле она оказывается гораздо ближе к фотографии, нежели к скульптуре. Точно так же как аналоговый фотоснимок рождается из негатива пленки – контрформа ценна тем, что провоцирует возникновение образа, но уже не визуального, а умозрительного.
“Контрформа” – это «теневой синтез » формы, из которого, соответственно, рождается «теневой» аналитический ряд, не проявленный мир первопричин. Н.Б.
Оля Балашова